МАОУ "СОШ №2" г. Чернушка 

История

 

Школа №2 распахнула свои двери 1 сентября 1973 года и приняла 1080 учеников с 1 по 9 классы, всего 32 класса. Свою деятельность в школе начали 35 учителей - предметников и 2 пионервожатые.

 

В школе было 6 кабинетов и 37 классных комнат, столовая на 320 мест, спортзал, радиоузел, участок земли 0,5 га, 5 швейных машин, 2 токарных станка по дереву, 2 телевизора, 3 магнитофона, 2 узкоплёночных киноаппарата, в библиотеке было 3434 книги.

 

Первыми оборудовали свои кабинеты:

  • Цыбульская А.М., Бирин И.И. - химия
  • Лопашова Л.Л., Пантюхина Е.Н. - иностранный язык
  • Москалёв С.С. - физика
  • Полыгалова Е.М. - биология
  • Козырицкая Т.П. - математика

В 70-80 годы активность ребят развивалась через пионерскую дружину и комсомольскую организацию. С первых дней существования школы начала свою работу комсомольская республика "Алый парус", работал политический клуб "Планета" для старшеклассников.

 

Первый выпуск школа сделала в 1975 году.

 

История МАОУ "СОШ № 2".

 

До 1973 года в пос.Нефтяников работала одна средняя школа - № 5. В ней обучалось более 2100 человек, начальные классы учились в 3 смены, а уроки физкультуры проводили в рекреациях.  Исполком принял решение о начале строительства новой школы на 1380 мест. В январе 1973 года началось возведение здания. Руководил стройкой главный инженер СМУ-4 Х.К. Саградян, умный, требовательный и дальновидный начальник.

И вот …30 августа 1973 года – праздник. Линейка, первоклассники, цветы… Школе присваивается порядковый  номер 2. Раньше такой номер носила начальная школа в Старой Чернушке. Это был пятистенный деревянный дом на улице Урицкого.

Приняла школу в свои надежные руки Тамара Евгеньевна Касьянова, её первый директор. Начинать было чрезвычайно трудно. По воспоминаниям Т.Е. Касьяновой, школьную мебель завозили в июле-августе. Поскольку учеников в школе еще не было, для разгрузки и расстановки парт и столов обращались к жителям домов № 27-31 по улице Коммунистической, и люди приходили, помогали, советовали. Шло комплектование педколлектива, а учеников делили с директором школы № 5 Деревянных Ф.У. – поровну – классами-комплектами. Все шло по-доброму.

Энтузиазм учителей, стоявших у истоков школы (Лопашова Л.Л., Драницына Л.И., Сеткова Г.И., Байдина В.И., Косолапов А.В., Козырицкая Т.П., Пантюхина Е.Н., Лекомцев П.И., Полыгалова Е.М., Насырова М.Ш., Кузнецова Г.П., Першин В.Ф. и др.)  первых учеников позволил решить важнейшие задачи: оформление школы, создание наглядных пособий, формирование кабинетной системы, традиций. В работу, помимо администрации, активно включились партийная и комсомольская организация, пионерия.

В условиях крайней нехватки средств, учительскими и детскими коллективами было принято единодушное решение: деньги заработать самим. Разгружали вагоны с капустой и шлаком, работали дворниками. Каждый класс сдавал в фонд школы по 1000рублей. На заработанные средства купили шторы, швейные машины и даже… музыкальные инструменты. За первую  электрогитару, купленную на заработанные ребятами в совхозе «Сульмашинский» деньги, директор даже получила выговор за нецелевое использование средств. Так образовался первый вокально-инструментальный ансамбль. Имена первых его участников знала вся школа - это Сергей Афанасьев, Дмитрий Галимов, Александр Белозеров, Рафик Гайнутдинов, Сергей Кислицин, Валерий Дмитриев, Александр Трегубов, Владимир Тверитинов,  руководителям была Галкина Татьяна Ивановна.

С первых лет существования  школы педагоги активно участвовали в районных смотрах художественной самодеятельности, спортивных соревнованиях, эстафетах и праздниках – постепенно формировался творческий учительский коллектив, самостоятельный почерк школы №2. Несмотря на постоянную отчетность, загруженность рутинной работой, все в работе горели, трудились с самоотдачей. Школа была в первых рядах по многим показателям: успеваемости, спорту, туризму и методической работе. На базе школы проводилось множество семинаров районного и областного значения, что придавало учителям школы уверенность в себе и гордость за  коллектив, в котором не было равнодушных.

При входе в школу висел плакат, который читал каждый входящий  «Из года в год дорогой новых знаний родная школа поведет, ребята, вас».

В 1974 году - Лидия Леонидовна Лопашова организует трудовой лагерь в деревне Брод. Старшеклассники пасли коров, красили фермы, гоняли в ночное лошадей, пропалывали свеклу и … давали концерты. В эти годы создается единая воспитательная система школы. Вся работа с учащимися строилась через самоуправление, пионерскую и комсомольскую организации. Первая пионервожатая – Галина Корюкова. Затем – Вера Ивановна Байдина, бессменная, на протяжении многих лет, энергичная, творческая вдохновительница ребячьих дел. Пионерская дружина им.Н.И. Кузнецова школы №2 во второй половине 70-ых – «Правофланговая». Лучшие пионеры награждались путевками в «Артек». Такое поощрение заслужила и Вера Ивановна,  как лучшая вожатая.

В 1978-1980 годах под руководством Петра Ильича Леконцева школа ставит перед собой задачу – воспитание у учащихся активной жизненной позиции, формирование «чувства долга». Много внимания уделяется культуре поведения, проходят тематические вечера, организуются месячники по предметам. В 1978 году создается агитбригада «Синие стрелы», её организует Екатерина Николаевна  Пантюхина. Выпускники тех лет прекрасно знают такие имена: Андрей Портнов, Владимир Наймушин, Татьяна Цибульская, Алексей Кипа. Активными агитбригадчиками были Ольга Кузнецова(Федоровцева), Жанна Туманова, Лариса Бабурова, Сергей Симонов, Игорь Федоровцев, Николай Тютрюмов. Именно эти ребята стали призерами областного конкурса агитбригад. Центром притяжения на несколько десятков лет становится 30-й кабинет, хозяйка которого, организатор внеклассной работы Е.Н.Пантюхина, бесконечно преданная школе, детству, подхватывала все интересные начинания и претворяла их в жизнь.

В 1978 году зарождается новое направление деятельности школы – поисковая работа. Организует её Зинаида Фроловна Парфенова, штаб «Поиск» возглавляет Татьяна Александровна Бабич. По материалам, собранным ребятами, оформляется зал Трудовой Славы.

При Петре Ильиче начинается расцвет художественной самодеятельности, Ребята танцуют, читают стихи, поют. В 1980 году зародился знаменитый вокальный ансамбль «Веселые нотки». Их звонкими, чистыми голосами заслушивалась вся школа.

В 1980 году директором школы становится Зинаида Фроловна Парфенова. Начинается яркий, незабываемый период в истории школы. Творческая, неординарная личность руководителя поднимает школу на новую высоту. Действуют клубы «Набат», «Страна Читалия», «Олимп», «Клуб будущего воина», «Старшеклассник», туристический клуб, клуб самодеятельной песни. Оформляется картинная галерея, витрина «Город у нас золотой», создается музей им. В.М.Азина. Зал Боевой Славы, материалы которого были собраны учащимися со всех уголков страны, занимает целую рекреацию. Вышли за рамки школы многие мероприятия тех лет: Слет ветеранов – азинцев 1981 года, слет ветеранов комсомольского и пионерского движения, посвященного 60-ю пионерии и XIX съезду ВЛКСМ, грандиозные праздники, посвященные 40-летию Великой Победы. Масштабными, зрелищными были конкурсы бального  танца. Вся школа, от мала до велика, в те годы жила ритмами вальса, кадрили, мазурки, польки. Многие призовые места в районных конкурсах бального танца были у школы №2.

С приходом к руководству школы в 1987 году Владимира Фроловича Першина на небывалую высоту поднялось военно-патриотическое и физическое воспитание: строится тир, полоса препятствий, стадион, оформляется кабинет военного дела, который признается лучшим в районе. Регулярно организуются смотры строя и песни, идет сдача норм ГТО, проводится игра «Зарница». Вся школа по утрам делает зарядку. Продолжает работать спортивный клуб «Олимп». Именно в эти годы закладывается фундамент будущих многочисленных побед спортсменов школы в соревнованиях различного уровня. Олег Лузянин, Галина Софьина, Наталья Бессонова, Игорь Смирнягин, Александр Костромин, Владимир Бабкин, Ирина Галкина, Лариса Анникичева, Галина и Петр Азановы – их имена навсегда записаны в скрижали истории школы.

Думающие, ищущие педагоги В.Д.Скоц, Г.И.Дьячкова, Н.И.Плетенюк, Н.А.Ощепкова осваивают новые методики. Творчески, с полной отдачей работают Р.Е.Шум, М.Ш.Насырова, Л.М.Суконкина, М.И.Тагляниди. В 1993 году открывается лицейский физико-математический класс – детище Аллы Геннадьевны Горбуновой. Начинается многолетнее плодотворное сотрудничество школы и Пермского Политехнического университета. До 98% лицеистов из года в год поступали в ВУЗы.

Особая гордость школы – клуб «Эрудит», руководит которым А.Г.Горбунова. Клуб объединяет людей любознательных, интеллектуальных, азартных. Команды являются постоянными участниками зональных и областных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». С тех пор школа №2 является центром проведения районных и зональных игр. Команды школы на протяжении полутора десятка лет входят в число лидеров. Одна из команд участвует в открытом чемпионате Москвы, где занимает 15е место.

В 1988 году в школе зарождается коммунарское движение. Девиз: «Каждое дело творчески, а иначе зачем». Командир первого коммунарского сбора – Олег Жаков, комиссар – Андрей Пую. Здесь учились общаться, дружить, творить. Ядро коммунарства – Людмила Чугаева, Наталья Березина, Марина Пластинина, Алексей Уланов, Андрей Найданов. Незабываемы выступления на сцене, трудовые десанты, песни в орлятском кругу. Коммунарский отряд «Мы» неоднократно участвовал в областных слетах.

В новое тысячелетие школа №2 вступила успешной, известной своими достижениями и традициями в районе и области. Во главе школы – руководитель-интеллектуал Алла Геннадьевна Горбунова. Хороший процент качества, высокий творческий потенциал учителей и учеников, освоение и внедрение новых технологий, педагогических новаций сделали школу опорной базой ПКИПКРО юга Пермского края по методической работе. Благодаря усилиям заместителя директора по методической работе Ольги Георгиевны Федуловой получило развитие личностно-ориентированное,  модульное, проектное  обучение, все учителя овладели информационно-коммуникационными технологиями.

В школе зарождаются новые традиции: многодневные походы – исследования «Капканская гора», Театральная весна, лагерь «ИЛШко». Широкую популярность, выходящую за рамки школы, приобретает яркий, зрелищный конкурс песни на английском языке. Его организатором и бессменным руководителем  более 10 лет является Елена Геннадьевна Андропова.

Впечатляют успехи последних лет:

2005г. Первое место в областном конкурсе «Школа – территория здоровья».

2006г. Победа в конкурсе лучших инновационных школ. Приз – 1000000р.

2006-2007гг. Школа – опорная районная площадка по организации.

2007-2008гг. Вера Леонидовна Королькова – победитель конкурса лучших учителей, внедряющих инновационные технологии, Наталья Николаевна Казанцева – победитель районного и участник областного конкурса «Учитель года».

2008-2009гг. Открытие Нового Образовательного Центра (школа старшеклассников). Марина Александровна Ташкинова – победитель районного конкурса «Учитель года», Лариса Павловна Цигвинцева – первое место в районном конкурсе школьных библиотекарей.

2009-2010гг. Елена Владимировна Кашникова – победитель Всероссийского конкурса  лучших учителей. Вера Леонидовна Королькова - победитель Всероссийского конкурса докладов «Как оценить ученика». Второе место Маргариты Валиевой (третий класс, учитель В.Л.Королькова) в краевом интеллектуально-творческом турнире «Марафон знаний» среди 2-4 классов.

С 2008 года директор школы   Федулова Ольга Георгиевна, выпускница школы 1984 года. Ее главным проектом стал «Новый образовательный центр», созданный на 3-ей ступени школы как структурное подразделение. Дата открытия НОЦ – 1 сентября 2008 года. Замысел проекта, курируемого лично губернатором края, заключался в том, чтобы создать автономную школу для старшеклассников с особым укладом школьной жизни в соответствии с возрастом ребят, хорошей материально-технической базой, с лучшими преподавателями. Главная же задача НОЦ – качественно улучшить образование, предоставить равные возможности для учащихся независимо от их места проживания. В 2008 году в школу старшеклассников принято 130 десятиклассников района, из них 25 – учащиеся из них сельских школ. В 2010-2011 учебном году в НОЦ обучалось 235 учащихся. Обучение в НОЦ имеет свои особенности: ребята выбирают индивидуальный образовательный маршрут, который включает выбор профильных   предметов, элективных курсов, учебных и социальных практик, проектных мастерских. Девиз НОЦ – «От отбора – к выбору».

Важнейшей задачей воспитательной системы является замена классного руководства системой тьюторства для работы с индивидуальными образовательными траекториями учащихся. Возрождается ученическое самоуправление, ведется большая работа по профессиональному самоопределению учащихся.

Для реализации целей НОЦ отремонтированы и оснащены современным оборудованием учебные аудитории, лаборатории химии, физики и биологии,  помещения для внеклассных занятий (мультстудия, пресс-центр, тренажерный зал, театральная студия), построен новый стадион и спортгородок. Впервые школе выделяется фантастическая сумма – 16 млн. рублей на оснащение учебного процесса и 8 млн. на реконструкцию стадиона и ремонт аудиторий. Деньги необходимо было освоить в кратчайшие сроки. Все 1 полугодие 2008-2009 учебного года ребята, первые ученики НОЦа, разгружали машины с мебелью, компьютерами и лабораторным оборудованием. Бесконечный энтузиазм, трудолюбие всего школьного коллектива позволили добиться хороших результатов. Уже к концу первого года жизни НОЦа была создана новая школа в школе.

Только за 2 года существования НОЦ школу посетили такие именитые гости как министр образования Пермского края Н.Я. Карпушин и  зам. министра Р.А. Кассина, министр социального развития края Н.И. Бербер, начальник Гособрнадзора края Г.В. Гутник, давшие высокую оценку Чернушинскому НОЦу. На базе НОЦ проведено 3 краевых семинара и выездное совещание социальной комиссии Законодательного собрания Пермского края, где администрация и педагоги-новаторы делились уникальным опытом работы со старшеклассниками. В НОЦе побывали делегации из Кунгура, Осы, Добрянки, Октябрьского, Чайковского, Куеды, школ Чернушинского района. О.Г. Федулова, Е.В. Шулятьева, Е.Н. Пантюхина, О.В. Аникина, О.Ю. Фазлеева, О.Н. Сергеева делятся опытом работы по тьюторскому сопровождению с коллегами в Перми и Ижевске на всероссийской конференции.

К 2011 году опыт  выбора индивидуального маршрута обучения и тьюторского сопровождения распространяется на начальную школу и 5 классы. Внедряют новые технологии завучи Н.А. Малышкина и В.В. Гаврилова.

В 2011 году 1 сентября начальная школа переходит на обучение пока только  первоклассников по новым образовательным стандартам. В жизнь педагогов прочно входит аббревиатура ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).

С 2008 по 2014 год в школе происходит много значимых, судьбоносных для нее событий: открытие НОЦ, рождение школьного театра «МЫ», создание мультстудии «Домик», открытие школы будущих первоклассников «АБВГДейка», создается школьный музей как социокультурный центр школы, осуществлен переход в «автономку». В эти года существенно укрепляется МТБ школы. Меняется и концепция оформления школы и пришкольного участка, где распускается не одна альпийская горка. Директор школы О.г. Федулова уверена: красота и культура – это мощный воспитательный фактор. Чем больше в школе цветов, красивых штор, клумб и диванов, чем светлее стены,  тем меньше дети портят имущество, тем больше любят свою школу и гордятся ею.

 

Автор О.Г. Федулова

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения